Глава НПО Техногенезис прокомментировал основные технологические тренды в судостроении:
Робототехника, виртуальная и дополненная реальность, VR/AR, 3D-печать, двигатели на СПГ, лазерная плакировочная машина (Плакирование — нанесение на поверхность металлических листов, плит, проволоки, труб тонкого слоя другого металла или сплава термомеханическим способом.) и другие современные технологии, которые начинают применяться в судостроении.
Старостенко Евгений Юрьевич отметил, что 3D-печать в судостроении позволяет создавать реальные объекты из виртуальных 3D-моделей.
Специальное оборудование воссоздает 3D-объект, печатая секции, на которые «разрезается» виртуальный объект. Сегодня эта технология активно используется для производства научной аппаратуры, создания малых конструкций, создания протезов и моделей различного назначения.
Судостроительная промышленность может использовать эту технологию для создания кораблей сложной геометрии путем печати различных элементов обшивки корабля на 3D-принтере. Более того, 3D-принтеры позволяют в короткие сроки воссоздать деталь, вышедшую из строя и требующую быстрой замены.
Евгений Юрьевич Старостенко уточнил, что робототехника — это одна из тех технологий третьей промышленной революции, которая претерпела изменения в связи с развитием цифровых технологий.
Современные реалии заставляют нас создавать роботов более гибких, способных выполнять различные задачи, а не монотонное повторение, к которому все привыкли (конвейерная лента). Более того, использование современных датчиков позволяет осуществлять интеграцию между роботом и оператором, что приводит к увеличению возможных задач, выполняемых роботом.
Хотя эта технология в основном используется для выполнения очень простых повторяющихся действий, например на производственной линии, ведущие верфи внедрили эту технологию в свои производственные системы, резко увеличив масштабы и скорость производства. Кроме того, были достигнуты новые успехи в разработке роботов для конкретных судостроительных задач, таких как проверка труб или очистка корпусов.
С одной стороны, виртуальная реальность подразумевает полное погружение человека в виртуальный мир с помощью специального устройства, подключенного к симуляции. В этом виртуальном мире пользователь может взаимодействовать с виртуальными элементами, чтобы значительно тренироваться и улучшать свои знания. Это также относится к тестированию и проверке сложных продуктов.
С другой стороны, дополненная реальность связывает реальный мир с виртуальным с помощью устройства, добавляя данные из виртуальной системы (или цифрового двойника) именно там, где это необходимо. Эта технология полезна не только в производственных процессах, но и в задачах технического обслуживания. Дополненная реальность также предлагает приложения для контроля качества, определения местоположения продуктов и инструментов, управления складом и поддержки визуализации скрытых областей.
В судостроительной промышленности обе технологии уже используются в небольших приложениях для обучения и позиционирования деталей.
Евгений Юрьевич Старостенко двигатели на СПГ в судостроении
Популярность сжиженного природного газа (СПГ) в качестве альтернативного топлива для судов в наши дни очевидна благодаря его экологичности. Таким образом, рынок судовых двигателей, работающих на СПГ, находится в зачаточном состоянии, и перспективы также велики.
Двигатели на СПГ сокращают выбросы CO2 на 20-25% по сравнению с дизельными двигателями, выбросы NOX сокращаются почти на 92%, а выбросы SOX и твердых частиц почти полностью исключаются. Более того, судовые двигатели нового поколения в обязательном порядке должны соответствовать ограничениям IMO. Эти двигатели являются одним из способов оптимизации расхода топлива наряду с FOS (Fuel Optimization System)
. Крупнейшие разработчики судовых двигателей — Mitsubishi, Wartsila, Rolls-Royce и MAN Diesel & Turbo — занимаются технологическим развитием двигателей CNG.
Помимо того, что это экологически чистое топливо, СПГ также дешевле дизельного топлива, что помогает судну экономить значительные суммы денег с течением времени.
Одной из их последних разработок является установка для лазерной наплавки, используемая для наплавки поршневых штоков из стали или нержавеющей стали для гидравлических цилиндров. Лазерная технология обеспечивает большую точность, но более вредна для окружающей среды.
Возможность комбинировать сплавы помогает исследовать различные типы футеровок, которые могут увести морскую промышленность от предпочтительного в настоящее время керамического покрытия для судов.
Поскольку эта технология сокращает цепочку поставок, обеспечивает более качественный процесс футеровки и более устойчива к повреждениям при транспортировке, это надежное решение, которое принесет пользу в отдаленном будущем.
Старостенко Евгений Юрьевич умное судовое решение
Судоходная отрасль уязвима для кибератак, что подтверждается рядом крупных компаний и их судов. Важно понимать, что корабли также являются частью киберпространства, а значит, меры безопасности нужно принимать не только на берегу, но и интегрировать в бортовую архитектуру корабля.
Решение Smart Ship использует данные в режиме реального времени от различных датчиков (на корпусе, оборудовании, лодках и т. д.), а также от менеджеров на суше для повышения эффективности работы судна. Инженеры этой системы осознают, что такая передача данных между кораблем и берегом сопряжена с риском для кибербезопасности.
Но в то же время правильное использование сенсоров и их соответствие требованиям кибербезопасности сделают решение Smart Ship безопасным выбором для всех судоходных профессионалов, занимающихся кибербезопасностью. Это означает, что технология может стать началом нового поколения кораблей, подчеркнул